Как рисовать маслом. Подмалевок темперой

Смешанная методика подразумевает  использование темперы в качестве подмалевка и окончательную отделку маслом. Таким образом, различные способы живописи создают большие возможности в использовании смешанных техник.

Темпера в смеси с другими красками использовалась с пятнадцатого века в течение многих лет, после чего она стала менее популярной и вновь появлялась только в двадцатом веке. Есть много признаков того, что развитие технологии масляной живописи было бы немыслимо без этой стадии подмалевковой живописи темперой, которая затем покрывалась тонким лаком. Этот способ написания картин практиковали Боттичелли, Корреджо, Тициан, Рубенс и многие другие.

 

Преимущества использования темперы в качестве подмалевка для картины маслом являются многосторонними:

  1. Темпера быстро и хорошо сохнет.
  2. По подмалевку темперой  можно продолжать работу масляными красками уже на следующий день. Таким образом, процесс написания картины может быть значительно ускорен.
  3. Подмалевок, сделанный темперой, поможет избежать усталости картин. Как правило, всегда есть возможность перекрыть неправильные мазки новым чистым тоном. Темперный подмалёвок не растворяется под воздействием   масляной краски, и в то же время снижает риск потемнения и пожелтения готовой картины. Темпера в качестве подмалёвка  использовалась гораздо раньше, чем масло.
  4. Преимущество подмалевка, сделанного темперой, заключается в его быстрой сушке, маслу же потребуется несколько дней или даже недель на высыхание.
  5. Кроме того, слой темперной краски тоньше, чем масляной, что также очень важно в этой технике живописи.

Масляные краски зачастую отделяют от темперы  промежуточным слоем лака. Одним из главных недостатков подмалевка темперой является изменение общего тонуса картины, которое происходит   под влиянием лака. Между тем, масляная краска позволит лакировать картину, не опасаясь изменения цвета. Поэтому необходимо  принимать во внимание изменения, происходящие под влиянием  лака. Кроме того, не следует использовать масляный лак с этой целью, лучше применить скипидар, который менее влияет на цвет темперной краски.

Против использования масляных красок в качестве подмалевка говорит не только их медленное высыхание и скучный вид, но и старое проверенное веками правило, которое  призывает перекрывать более толстым слоем   тонкий, а не наоборот. Существует еще один факт, говорящий в пользу использования темперы в качестве подмалевка, о котором часто забывают, а именно: плохо сделанный надмалевок маслом можно относительно легко удалить скипидаром, не нарушая слои темперы. Кроме того, подобная основа позволяет очень подробно и точно прописать детали.