Техника рисования темперой

При написании портретов темперой в основном используются три техники нанесения краски:

  • подмалевок,
  • лессировка,
  • смешанная.

В первом из этих методов живописи темперой используется  лакировка, в то время как   второй  не предусматривает этого. Разница между этими двумя способами не сводится исключительно к применению лакирования, но, прежде всего, опирается на предполагаемый художественный эффект, и правильный выбор связующего для краски.

Техника живописи темперой с применением лакирования напоминает работу с гуашью и относительно легко реализовывается. В этом методе при написании картины могут быть использован все водные эмульсии, такие как  крахмал, каучук, казеин  и яйца. Стоит помнить, что используя водные эмульсии, холст   должен быть загрунтован адсорбирующим веществом для того, чтобы лучше связать красочный слой и для компенсации слабого связующего. Слои краски могут быть  черно-белыми или цветным, глазурированным или непрозрачным (например, как гуашь ). Чем жирнее наносится темпера, тем более непрозрачными будут слои. Поэтому техника живописи с использованием лакирования придает работе сдержанность, делает ее непрозрачной. По мере высыхания краски немного бледнеют и просвечиваются. Плохо проработанные места можно смыть чистой водой с помощью губки или кисти, а сверху без особого труда нанести новый слой.

Живопись темперой без использования лака применяется в частности для изготовления плакатов, настенных украшений, различных проектов и эскизов.

Методика лакированной темперы широко применялось в период  между тринадцатым и шестнадцатым веками. Эта техника очень похожа на работу с маслом, более интенсивна и менее глуха по внешнему виду. Тем не менее, не всякая темпера может быть покрыта лаком. Лучше всего для этого подходит  воско-масляная темпера, потому что краска, покрываемая лаком, должна включать достаточно сильное связующее вещество.

В живописи темперой лак выполняет иную задачу, чем в масляной. Лакировка масла оживляет и полирует фреску, лежа на ее поверхности в виде пленки. Темпере же лак придает прочность, защищает от влаги, находящейся в воздухе, способствует проникновению и слиянию слоев краски с раствором. Тем не менее, следует избегать использования слишком большого количества лака.  Лакирование темперы является одной из самых сложных процедур в этой технике, и связано это с последствиями, которые легко вызывают затемнение картин. Это может быть предотвращено в некоторой степени, достаточно плотным слоем краски, поскольку тонкое покрытие часто исчезает под лаком. Тем не менее, не стоит накладывать темперу толщиной подобной маслу.