«Герника» Пабло Пикассо

  • Год основания: 1937
  • Техника живописи: масло на панели 
  • Жанр: историческая живопись 
  • Стиль живописи: кубизм 
  • Экспозиция: Центр искусств королевы Софии в Мадриде

Пабло Пикассо написал «Герника» в 1937 году после бомбардировки Герники — святого города Басков — во время гражданской войны в Испании.

Пабло Пикассо, не колеблясь, защищает свои политические взгляды. Он решительно выступает за правовое  республиканское правительство, которое несколько лет спустя  присоединится к французской коммунистической партии и примет  участие в мирных усилиях. Как сказал сам Пикассо: «Картины, над котороми я работаю, и  » Герника «, и   всех мои  последние работы четко выражают отвращение к милитаристской касте, которая утопила Испанию в океане страданий и смерти.»

Бомбардировка Герники отметилась в сознании людей как символ безудержной жестокости войны и в этом контексте она была использована (и остается) антивоенными активистами.

Возвращаясь к обстоятельствам картины «Герника», стоит отметить, что в начале 1937 года испанское Правительство поручило художнику создание картины для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже на тему бомбардировки 26 апреля 1937 г. и сопровождающих его человеческих страданиях.

Мрачное, драматическое настроение «Герники» подчеркивается использованием художником монотонных цветов — различные оттенки серого, черного и белого. Фигуры на картине корчатся, падают, кричат, на их лицах застыли  выражения боли и отчаяния. Среди жертв находятся как люди, так и животные. На левой стороне изображения в  отчаянии женщина, держащая в руках своего мертвого ребенка. Перед ней горы умирающих воинов (обратите внимание на цветок, который растет из сломанного меча), а выше вы можете увидеть ревущего быка. Фигуры на правой стороне изображения  просят о помощи, раскинув руки в жесте ужаса, стоя на коленях и пытаясь облегчить темноту, держа свечу в руке. Все зря. В центральной части изображения является дикая лошадь. Над ее головой появляется предмет типа лампы, с глазами вместо лампочки. Возможно, это является символом падающих бомб или может глаза принадлежат неким сверхъестественным существам, которые смотрят на ужасающие сцены, но ничего не делают, чтобы остановить все это.

Пикассо в «Гернике» применяет  типичные ему выразительные средства: различные формы, сюрреалистические увеличения, изображения анфас и профиль, перекрытия цвета на очертаниях фигур и конкретную перспективу. Это один из немногих примеров, настолько выразительна и грозна презентация насилия по отношению к человеку и животным.

«Герника» потрясает и будит ощущения, она направляет мысли миллионов людей на жертвы бессмысленных жестоких войн по всему миру. В настоящее время огневая мощь антивоенных картин, конечно, немного снизилась (например путем введения милитаристической тематики в культуру), но до сих пор прекрасно изображает все зверства, что люди творят по отношению друг к другу.

В настоящее время, картина находится в Музее королевы Софии в Мадриде. Его копии висят в главном здании ООН и Герники.