«Грюнвальдская битва» Яна Матейко

  • Годсоздания: 1872-1878 
  • Техникаживописи: масло на холсте
  • Жанр картины : историческая живопись 
  • Стиль живописи: реалистичная картина 
  • Выставка: Национальный музей в Варшаве

«Битва под Грюнвальдом» или «Грюнвальдская битва»  является одной из самых известных картин Яна Матейко.

Матейко написал ее, используя масло и дерево, покрытое холстом размером 426 х 987 см. Изображение было создано в 1872-1878 годы. Польский художник брал реалистичные образы при создании «Грюнвальдской битвы» с «Анналы» Яна Длугоша. Сегодня картина Яна Матейко расположена в Национальном музее в Варшаве.

В рамках «Грюнвальдской битвы» можно увидеть борьбу толпы, делящихся на  правых (поляки) и левых (власть) с контрастными красными и белыми цветами. Выстрел символично и показывает момент восстания польско-литовского войска против Тевтонского ордена. Композиция полотна невероятно динамична, написана в стиле барокко, но в целом сбалансированна и гармонична.

В центре изображения мы видим образ князя Витовта одетого в красный Жупан, без брони и шлема, он торжественно поднимает на верх на вытянутых руках меч и щит. Принц Витольд активно  кричит, держа в руках тевтонский немецкий флаг  и знамя рыцаря польского знамени, которое является символом окончательной победы поляков. Кроме того, Матейко нарисовал также Зависца Черного (с копьем в пурпурном костюме и без шлема), Яна Жижка (в доспехах с усами, стоя одной ногой на земле, а другой — на поверженном враге, командира Генри), Владислава Ягайло (на лошади в правом верхнем углу), Збигнев Оленсницки (с указывающем на небо копьем), а также покровитель поляков, окутанный облаком света, Святой Станислав Стцепанов.

На левой стороне Матейко изобразил, одетого в белый халат с черным крестом на груди, Великого магистра Тевтонского ордена Ульриха фон  Юнгингена. Чуть дальше видно спешащего на помощь на черном коне герцога Щецин — Казимира. К сожалению, он не достигает фон Юнгигена, потому что на него с горы напал   польский рыцарь  Джеймс Скарбек. На стороне великого мастера стоит религиозный бородатый старик, и командир Эльбаски  Вернер Теттингер. На правой стороне картины, в центре можно увидеть рыжебородого рыцаря на коне — командира Бранденбургских войск  Маргуард фон Сальцбакх. В отличие от него, в середине картины умирает великий полководец — Конрад фон Лихтенштейн.

Картина Яна Матейко изображает поворотный пункт войны польских и литовских войск  против Тевтонского ордена, битву, которая состоялась 15 июля 1410 года на полях под Грюнвальдом. Картина была написана «для поднятия сердца». Потому что в годы, когда Матейко создавал ее, национальная идентичность поляков была под угрозой, и страна практически исчезла с карты мира, а любые националистические выпады   жестоко подавлялись. «Битва под Грюнвальдом» должна была  возрождать патриотические чувства и оказывать «терапевтический» эффект. Художник применяется психологически универсальную категорию, а именно борьба между добром и злом. Поляки были правы и враги были побеждены. Эффектная природа и её размеры как будто поощряет поляков  вновь в их  великой истории   преодолеть страх и бороться с тогдашними угнетателями.