«Падение Икара», Питер Брейгель

  • Год создания: 1558 
  • Техника живописи: масло, холст 
  • Жанр: живопись
  • Стиль: живопись эпохи Возрождения  
  • Экспозиция: Королевский музей изящных искусств в Брюсселе

Авторство произведения «Падение  Икара» («Пейзаж с падением Икара») приписывают голландскому живописцу Питеру Брейгелю. Но у специалистов в области искусствоведения нет абсолютной уверенности,  является ли Брейгель автором этой работы, в отличие от композиции этой картины, которая, безусловно, его. Этот художник эпохи Возрождения был отрезан от правящего тогда стиля и уже созданных картин, он черпал вдохновение из окружающего быта и жизни простых людей.

Полотно «Падение Икара» создано в 1558 росписью маслом на холсте из дерева и в настоящее время находится  в Брюссельском Королевском музее изящных искусств. Произведение имеет размеры 73,5 х 112 см. Название относится к мифу об Икаре и его отце Дедале, который описал в своих «Метаморфозах» Овидий.

Питер Брейгель написал обширный ландшафт, в котором на первом плане можно рассмотреть как крестьянин вспахивает поле рядом с открытым морем. Ниже вы можете увидеть пастуха, смотрящего за  овцами, а на набережной — рыбак, устанавливающий сети. Глубже  зритель видит безграничный залив и паруса суден.  Икар, падающий в море почти невидим, в правой стороне картины вы можете видеть ноги, торчащие из воды, и несколько перьев, плавающие на поверхности воды. Ни один из нарисованных людей не видел аварию Икара.

При создании «Падения Икара» автор активно использовал чистые и яркие, насыщенные цвета (на переднем плане в основном теплые — желтые, коричневые, охра). Второй и третий план имеют немного более прохладные и приглушенные оттенки, их гладкостью художник подчеркнул очевидное  спокойствие сцены. Следует отметить и технику живописи Брейгеля. Он накладывал слои  постепенно, изменяя плотность нанесенной краски, что делает его работу глубокой, позволяет достигнуть интересные пространственные эффекты.

Питер Брейгель хотел, чтобы его полотно  выразило одну из фламандских пословиц, сказав своим творчеством, что «Работу в поле не в состоянии прервать даже чья-то смерть». Прекрасно иллюстрирует это равнодушие всех видимых людей в кадре, который спокойны во время внезапного краха и гибели Икара. Работу Брейгеля можно рассматривать как метафору человеческой жизни, безразличие мира к личности и неизбежности смерти. Некоторые критики часто подчеркивает хвалу тяжелой работы и простой, исходящий от «Падение Икара».