«Портрет четы Арнольфини», Ян Ван Эйк

  • Год создания: 1434 
  • Техника живописи: масло на панели 
  • Жанр: жанр живопись 
  • Стиль: живопись эпохи Возрождения 
  • Выставка: Национальная галерея в Лондоне

» Портрет четы Арнольфини» является наиболее знаменитой картиной Яна Ван Эйка. В искусстве Нидерландов является работой чрезвычайного характера. В настоящее время, ее можно увидеть в Национальной галерее в Лондоне.

Ян ван Эйк написал эту картину в 1434 году, используя технику масло на деревянной панели размерами 82,2 х 60 см.

» Портрет четы Арнольфини » показывает пару, стоящую  внутри фламандского дома, которые недавно вступили в брак. Женщина, одетая в зеленое платье имеет белый  шелковый кружевной головной убор. Ее правая рука держит ладонь супруга, а другая  лежит на животе, что может указывать на ее новое состояние. Господин Арнольфини одет в коричневое  гофрированное пальто с отделкой из меха и большую черную шляпу. Композиция изображения закрыта, гармонична  и центральна, с применением линейной перспективы. Контрастность и цветовая схема довольно темны, но света, что выходит из окна, немного моделирует формы.

» Портрет четы Арнольфини » показывает замечательное умение Яна ван Эйка прописывать детали и использовать светотень, используя монохромный цвет. Вся работа напоминает другие картины эпохи Возрождения, является симметричной, гармоничной и поддерживает  атмосферу спокойствия.

Объекты в комнате семейства Арнольфини, свидетельствуют об устанавливающихся   отношениях пары:

  • свечи, символизируют присутствие Христа и свадьбы;
  • резная статуэтка СвятойМаргарет на каркасе кровати — покровитель родов;
  • собака — символ супружеской верности и любви;
  • фрукты на шкафу под окном намекают на фертильность, чистоту и изгнание первых людей из рая;
  • брошенные ботинки, обеспечивают успешно завершение в интерьере таинства брака;
  • красная королева символизирует акт любви и объединение супругов;
  • роза с янтарем на зеркале — чистоту пары.

Стоит отметить, что на нарисованном с невероятной точностью выпуклом зеркале в отражении мы видим автопортрет Ван Эйка.

На портрете изображены богатый купец из Лукки   Джованни ди Николао Арнольфини и его жена — Джованна Ценани, проживающая в Брюгге. В годы 1385-1441   Яна Ван Эйк подписывал свои работы в очень оригинальной и остроумной манере, а именно: он помещал надпись  над зеркалом, которая гласит: Ян ван Эйк был здесь / 1434. Некоторые интерпретируют эту запись, как косвенное доказательство того, что художник был свидетелем  церемонии бракосочетания. В пятнадцатом веке во Фландрии браки могли быть совершены вне церкви.

Многие обсуждали обстоятельства этого портрета, особенно то, что это свадебный портрет, а Джованна беременна. В последнее время исследователи считают, что женщина   широкой юбкой не скрывает свою беременность, а показывает свой наряд.