Рисунок карандашом

Без сомнения, самым популярным инструментом рисования как среди профессионалов, так и у начинающих художников является карандаш. Средневековые прототипы карандашей сильно отличались от современных аналогов. Вплоть до шестнадцатого века свойства графита были плохо изучены, и пишущим материалом был его эквивалент, или свинец. Графит заменил свинец, и после соответствующей обработки в древесину (обычно ольху), появились первые современные карандаши.

Твердость грифеля зависит от содержания глины. По нормативам есть три типа карандашей: графит, анилин и карандаш. Кроме того, они маркируются буквами  B и H, которые, в свою очередь означают, мягкий и жесткий (маркировка взята из английского языка).

Еще в древние времена этот вид искусства был очень популярным. По сей день сохранились произведения итальянских художников начала пятнадцатого века. Один из мастеров карандашного рисунка был А. Дюрер. Интересным эффектом графита является использование серебристого перелива карандаша. Кончик, заточенного карандаша очень острый, так что линии в зависимости от силы нажатия могут быть чрезвычайно точными и сильными.

Рисунки и портреты, сделанные с помощью карандаша, могут быть очень тонкими, с прорисовкой каждой детали, но сделать это возможно только хорошо заточенным карандашом. Ретушь и коррекция линий, сделанных твердым карандашом, конечно, возможна, но это повлечет за собой разрушением тонкой бумаги.

Можно подумать, что подобный монохромный рисунок не может быть столь же эффектным, как написанный красками. Но несмотря на кажущиеся минусы, карандаш дает возможность для создания тонов и нанесения теней. Это придает объем композиции, создает ощущение пространства, выпуклости и глубины, создает эффект света и тени. Истинные мастера графики создают такие  работы, которые на первый взгляд смотрятся  как весьма неплохие черно-белые фотографии. Подобные рисунки требуют много времени и энергии, но эффект компенсирует все.