Темперная краска в живописи

До эпохи Возрождения, темперные краски довольно широко использовались как художественный материал. Изображения, написанные этой техникой, были обнаружены еще в период Древнего Египта. Все картины Микеланджело, дошедшие до нас, также сделаны при помощи этого материала. Только после изобретения масляной живописи темпера постепенно стала терять свои лидирующие позиции. Художники стали предпочитать масляные краски из-за новых эффектов, которые они предлагали.

Несмотря на ведущую роль масляной живописи, темпера популярна и сегодня. Чаще всего её можно найти на иконах. Наиболее распространенная форма техники при рисовании человека — яичная темпера (когда яичный желток смешивают с краской). Это дает сочную яркость цвету и делает его более блестящим и долговечным. Кроме того темперу разбавляют водой,  вследствие чего она сохнет достаточно быстро. При рисовании такой краской потребуется подходящая бумага или деревянная доска, краски, кисти и вода в качестве растворителя. Применять цвета  можно как в чистом виде, так и в смешанном. Помимо этого достаточно интересно сочетать цвета с цветными листами основы.

Преимущества и недостатки

В использовании по своим характеристикам темпера напоминает что-то среднее между гуашью и маслом. Но в отличие от гуаши, в исправлениях и многослойной живописи, верхний слой как бы растворяется в нижнем, сливается с ним, давая глубокое тональное изображение.  Темпера никогда не придаст  картине такую насыщенность, как масло, но зато может передать глубину изображения.  При рисовании портрета темперной краской следует иметь в виду, что этот материал не является гибкими, как масло и акрил. Эта краска быстро высыхает и здесь достаточно сложно достичь таких градиентов, как в масляной живописи. Если рисовать сильно разбавленной темперной краской, можно достичь эффекта акварели.

Ввиду того, что краска не сильно впитывается основой, даже в процессе работы, в то время когда краска еще влажная, вы получите реальное представление о цветах и с легкостью можете достичь желаемого цвета.

Темпера отличный выбор, если вы хотите добиться декоративного эффекта картины.

Техники рисования

Существует несколько техник написания картин темперными красками: можно рисовать по мокрой — влажной бумаге. При этом сами краски наносятся практически без добавления растворителя — воды. Существует техника нанесения на сухую бумагу красок, сильно разбавленных водой. Другой способ живописи темперной краской «сухой на сухой» означает, что и листья сухие, и краски практически сухие — только слегка разбавленные водой.

Особенностью живописи темперой является нанесение краски в несколько слоев на соответствующую основу. В то время как сохнет первый слой, что занимает некоторое время, нужно подготовить краску для второго, затем снова ждем пока все  хорошо высохнет и наносим третий, четвертый и так далее, пока не достигнем желаемого эффекта. Продолжительность времени ожидания зависит от толщины слоев.

Есть различные тонкости при рисовании темперой, и художники используют множество усилителей цвета, кондиционеры, ароматы, кремы, даже яичный желток. Для достижения дополнительного блеска и легкости нанесения льняным маслом смазывают картон или деревянную дощечку, так же его добавляют в саму краску. Помимо придания блеска пейзажу, натюрморту или портрету человека, такая хитрость имеет и свои недостатки. Масло значительно замедляет высыхание слоев, поэтому, если уж используете его, то старайтесь добавлять в очень малых количествах. Сначала оно находится в жидком состоянии, но по мере высыхания становится липким, а затем затвердевает быстрее. Кроме того, дополнительные слои таких красок должны наносится только на хорошо высушенный нижний. Если прежний слой не просушить как следует, то по завершении работы, мы получим изображение с растрескавшимися верхними слоями.

Некоторые из старых мастеров, чтобы придать наибольший контраст своей работе, помимо льняного масла добавляют еще и немного воска. Но это особая техника, требующая особого владения краской.