«Страшный суд» Ганса Мемлинга
- Портрет на заказ /
- Работы известных художников /
- «Страшный суд» Ганса Мемлинга
- Год создания: 1467-1471
- Техника живописи: масло и темпера на панели
- Жанр живописи: религиозный
- Стиль: живопись эпохи Возрождения
- Выставка: Национального музея в Гданьске
«Страшный суд» Ганса Мемлинга является триптихом, состоящим из двух частей: крупнейшая — центральная и две боковых поменьше. Это выдающееся произведение голландского художника раннего возрождения было написано в 1467-1471 годах. Мемлинг создал свою картину в смешанной технике изображения темпера-масло нанесенных на деревянные доски. Сюжетом он выбрал главную тему христианской эсхатологии.
Как указано в названии работы, образ представляет собой видение Страшного суда. Доминантой композиции является фигура Иисуса, символизирующая божественность, которая находится на переднем плане и изображена на золотом фоне. Сын Божий восседает над кругом, а ноги его покоятся на сфере золотистого цвета, что является символом его власти над миром. Рядом с Иисусом мы видим лилию (символ Воскресения), и пламенный меч (символ изгнания из рая). С обеих сторон «Страшного суда» сидит 12 апостолов, Мария и Иоанн Креститель, над ними парят ангелы, удерживающие четыре атрибута Страстей Христовых, в том числе копье, крест и колонны, на которых его бичевали. Ниже вы можете увидеть три ангела, которые дуют в трубы, возвещая о скором апокалипсисе. На правой панели также ангел с трубой, объявляющий Страшный суд.
Изображенный в доспехах чуть ниже Иисуса архангел Гавриил стоит посреди равнины и разделяет души блаженных от проклятых душ. Этот выбор делается путем измерения веса бремени человеческих деяний. Левое крыло изображения показывает души праведников, которые войдут в Царство Небесное. Их на кристаллической лестнице встречает святой Петр, держа в руке ключ к воротам рая. На этой стороне Мемлинг использует яркие цвета, ассоциирующиеся с миром и радостью. Боковая панель с правой стороны характеризуется темными цветами, хаосом и путаницей, черными и демоническими персонажами, вынужденными страдать в агонии ада.
Триптих Ганса Мемлинга напоминает современный алтарь и имеет очень большие размеры (центральная панель — 242 × 180, 8 см толщиной и две боковые 242 х 90 см). Ясный символизм можно увидеть в любой форме или объекте, показанном на рисунке. Цвет и контраст на изображении позволяют отличать добро (яркая часть) и зло (темная часть). Художник хотел, заставить зрителей задуматься, изменить свое поведение и выбрать наиболее важные ценности (христианские), которыми каждый человек должен руководствоваться в своей жизни.