Как рисовать сложные объекты

Все кто имеет даже небольшой опыт живописи, знают, что изобразить на бумаге комплексные объекты особенно трудно. Какие  средства и техники лучше использовать? В этой статье пойдет речь о том как правильно подходить к рисованию сложных объектов и какие материалы для этого лучше использовать.

Есть множество крупных объектов, которые, несмотря на их размер, довольно легко рисовать. Я, конечно, имею ввиду природу, натюрморты, и все другие предметы, которые имеют много деталей, но обездвижены. Кроме них существуют более мелкие объекты, которые гораздо сложнее нанести на бумагу. Это живые  существа, в частности: люди, лошади и собаки.

Как же лучше рисовать живые и движущиеся объекты? В первую очередь, забыть о рисовании без набросков. Зарисовки, конечно, лучше делать вне  жилых помещений, поскольку все животные (те же лошади, собаки и кошки), достаточно подвижны и более органично смотрятся в движении. В качестве тренировки и для повышения мастерства можно  делать рисунки с фотографий.

Среди всех животных наиболее трудно нарисовать лошадь. Если это животное не получается у Вас с первого раза, не волнуйтесь. В истории трудно найти красивый рисунок лошади (может быть, кроме Коссака), особенно на ходу. Это потому, что до начала ХХ века, очень немногие художники знали как расположить ноги лошади при скачке галопом (оторванными от земли или нет). Примером может служить знаменитая картина Наполеона Бонапарта на коне. Лично я думаю, что это один из худших (в вопросе натурализма) знаменитых изображений лошади в истории.


Итак, как же сделать рисунки лошади более правильно? Прежде всего, не спешите. Давайте найдем фото лошади или лучше иметь несколько хороших изображений или других эскизов и … скопируем его! Это довольно неприглядный в художественной среде прием, но когда дело доходит до обучения, и он может принести некоторую пользу.
Кроме того, не старайтесь сразу нарисовать  все животное. Также не начинайте рисовать с  отдельных его частей.

Еще один сложнейший объект для рисования – человеческая фигура. В этом случае, я обычно использую не очень большие размеры листа или холста, потому что довольно сложно нарисовать людей в больших масштабах.

Давайте начнем с основной проблемы — сходство. Часто мы рисуем эскиз и он, мягко говоря, получается не просто неточным, но и не совсем похожим. Как этого избежать? Выучить основные принципы построения рисунка — это еще не полный успех. Вы должны научиться  осознавать что именно делает рисунок похожим на оригинал и овладеть мастерством передачи сходства. Не волнуйтесь, это не так страшно, как звучит. В действительности, чтобы изображение выглядело как оригинал, нужно добиться передачи соответствующих пропорций объекта на бумаге. Что же нужно делать, чтобы достичь сходства? Здесь лучше всего подойдут упорные тренировки. Лучше снова использовать фотографию для образца (на этот раз лицо). Начните мягкими штрихами наносить контуры. Буквально слегка помечайте те места, где должны быть нос, глаза и т.д. Не давите на карандаш, это позволит в дальнейшем исправить все недостатки рисунка. Рисуйте не бездумно, продумывайте каждую деталь, чтобы более точно отразить пропорции.

Самыми сложными при написании портрета человека или частей тела художниками единогласно признаны ладони. В сущности, это действительно самая трудная часть тела, но начиная рисовать ее эскизами, вы сможете научиться. Как это сделать? Вы просто должны постоянно практиковать рисование одной и той же руки. И только после того, как сможете правильно наметить пропорции, приступайте к прорисовке деталей. Практикуйтесь, глядя на свою руку, располагая ладонь в различных положениях.