Рисуем портрет. Смешанная техника: масло и темпера.

Техника смешанной живописи темперой и маслом имеет три варианта:

  1. пропись первого слоя монохромными цветами;
  2. полихромная проработка основы;
  3. живопись по влажному слою краски.

Первый способ также иногда называют ан гризайли, он берет свое начало в традиционной греческой живописи. Использование подмалевка ан гризайль было развито в пятнадцатом и шестнадцатом веках, особенно в Северной Европе. Тогда монохромный подмалевок было принято делать в сером, коричневом или зеленом тоне. Работа над портретом может длиться довольно долго и в любое время, что позволяет проработать все детали, даже в очень больших форматах. На подмалевок, выполненный в стиле светотени подобно черно-белой фотографии, масляными красками наносится цвет. Здесь наиболее распространен способ лессировки, хотя вы также можете наносить непрозрачные слои. Нанеся полупрозрачный слой на темные области подмалевка можно получить совершенно новые оттенки, которые не добиться путем смешивания красок. Повторение и имитация именно этих деталей картины создает наибольшие трудности копирования произведений старых мастеров. Тон  подмалёвка также влияет на конечный оттенок  непрозрачных слоев краски.

 

Второй вариант смешанной темперной живописи подразумевает использование полихромных цветов с самого начала. Фактически, этот вариант является полной противоположностью первого. Уже в первом слое наносятся разные, часто весьма контрастные цвета темперной краской, делая акцент на свете и тени. Общий же тон работы достигается надмалевком, выполненным маслом. После высыхания подмалевка, его равномерно покрывают по всей поверхности тонким слоем смеси масла и лака, состоящей из 1 части льняного масла,1 части лака и 1 части скипидара. Так  слой грунта запечатывается, как если бы он был  нанесен исключительно чистой масляной краской. Под влиянием лака  темпера достигает полной яркости и интенсивности, что в свою очередь влияет на цвет надмалевка — масляных красок. Дальше наносится следующий слой, техника его нанесения аналогична классической масляной живописи. Масляные краски особенно пригодны для живописи лессировкой. Если матовые пятна будут возникать снова, их можно повторно покрыть вышеуказанной смесью лака.

Подмалевок темперой не наносится сразу в полную силу, подражая масляной живописи, однако, он должен быть непрозрачным, потому что глазурь препятствует дальнейшему созданию картины и создает впечатление грязи.

Третий метод смешанной живописи темперой более известен под названием мокрой краски или темперной глазури. Многие великие произведения были написаны этой техникой в пятнадцатом и семнадцатом веках по всей Европе. Особенно часто прибегали к этой технике Тициан и Рубенс.

Этот способ живописи, как правило, применяется на твердых и прочных основах. Подмалевок наносится белой и черной темперной краской. После высыхания вся поверхность покрывается масляной краской или разбавленным дамарным лаком, так называемой первичной имприматурой или глазурью. Глазурь прокладывается между слоями лака и действует как изолирующий слой поглощающий раствор и дополняет цветовую гамму подмалевка.

Глазурь может быть двух видов:

  • тонкий слой темперной краски (на основе казеина или яиц),
  • лак, окрашенный масляной краской.

Глазурь наноситься на еще влажный подмалевок по всей поверхности картины легкими движениями. Желательно, для этого использовать яичную или казеиновую краску. Темперу, сделанную на основе резины или крахмалистых соединений, следует избегать. Если глазурь высохла до того, как вы успели закончить надмалевок,  можно обновить поверхность разбавленным лаком, например, льняным маслом  в пропорциях 1:5.

После завершения работы необходимо покрыть картину лаком. Процедура и условия лакирования похожи на те, которые применяются при работе с маслом. Методика работы с темперой отличается использованием промежуточного и конечного лака.  Промежуточные лаки используются, как правило, после подмалёвка, хотя часто также после завершения картины, особенно в местах не очень успешных. Этот лак, выполняет функцию как технического, так и художественного.  Но в отличие от техники покрытия масляных картин, слой должен быть намного тоньше.